Что послушать. Выпуск 5
Среди вирусного безумия затерялось жаркое московское лето. На самом деле иные клянут летнюю Москву за духоту и смог, но я прожил здесь всю жизнь и для меня именно летняя Москва самая любимая. С залитыми солнцем улицами, переулками, летними верандами, вечерней прохладой. «Голос внутри говорит: Разбегись и лети…»
Екатеринбургский коллектив «Русская беспредметность» — одна из немногих из современных маргинальных групп, имеющих сформированную визуальную составляющую. Так, обязательной частью образа группы являются маски с лёгким налётом кубизма в структуре (можно посмотреть в официальном сообществе ВК ); их носят все участники, кроме вокалистки. И нет, это никак не завязано на анонимность (хотя мы в первую очередь думаем об этом). Здесь речь идёт скорее о бесплотности: коллектив не случайно носит самоопределение «группы-призрака».
И стилистически их творчество это действительно музыка-призрак, музыка-воспоминание. Что-то из далёких 80-х: очень неплохие гитарные рифы, tape-компрессия, очень много ретро-электроники. Однако есть что-то неуловимое, что заставляет нас слышать это НЕ как намеренный анахронизм, а как абсолютно актуальную музыку. Наверное это сравнимо с тем, как современные дизайнеры создают из советской эмалированной посуды сложные художественные инсталляции.
Подобные приятные эмоции в людях вокруг сорока пробуждает и автор двух англоязычных альбомов Роман Кириленко. Однако известен он как ни смешно вовсе не ими, а треком «Дети Восьмидесятых» из сборника 2018 года «Russian Tour». Это невероятно светлый, «ламповый» инструментал, напоминающий знаменитый «Аракс» образца 1979-го, откуда недалёк путь до солнечного гения Пэта Мэтени.
https://www.youtube.com/watch?v=DnfthLMOTZA
По забавному стечению обстоятельств, выпустил этот сборник французский лэйбл Belka Records, специализирующийся на малоизвестной русской и восточноевропейской музыке. Среди прочего в сборник попал и трек «Лети», первый в данном обзоре.
Так почему же 80-е с их неоном и хромом, глэм-роком и игровыми автоматами сегодня проникли даже в маргинальную культуру? Отчасти ларчик открывается просто: дети 80-х сейчас находятся на пике своей жизни (какой бы он ни был); и для одних 80-е — удачный сеттинг для рекламы, для других — метод эскапизма, ухода в свою личную Нарнию, где Алиса Селезнёва и Алик Радуга на космолёте улетают в закат.